ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ АЛЕКСАНДРА СКОПИНЦЕВА

Александру Ивановичу Скопинцеву посвящается

Автор: Ирина Бояркина

Должность: инженер ПТГ филиала АО «Газпром газораспределение Тамбов» в г. Моршанске

 

 

 

"Фугаски свистели ночами
И взрывов пылали костры.
Гремели бои за плечами
Мальчишек военной поры..."

 

Детство Александра Скопинцева закончилось с окончанием семилетки. Началась Великая Отечественная война.

В те дни мальчишки и девчонки рано повзрослели: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. В это трудное для страны время дети не остались в стороне. На их хрупкие плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. Они старались ни в чём не уступать взрослым.

Кто-то из них попал на фронт, кто-то в тыл, как и Александр Иванович Скопинцев.

Трудовой героизм… Это особая страница истории Великой Отечественной войны. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Все для фронта, все для победы». В эти трудные дни рядом со взрослыми работали дети.

Пятнадцатилетний Александр работы не боялся, вырос он в крестьянской семье и не понаслышке знал, что о тяжелом крестьянском труде. С раннего детства трудился и в поле, и в огороде.

Во время войны два года Александр Скопинцев трудился в лесхозе ст. Ракша, делая телеги и сани для Советской Армии.

«В начале войны воевать было нечем, ни машин, ни оружия. У немцев «Шкоды» и автоматы, а у нас винтовки и лошади», – вспоминает Александр Иванович военные годы.

Как все мальчишки военных лет, он рвался на фронт – бить фашистов. Ему не было еще восемнадцати лет, когда получил повестку, написанную на газетной бумаге. Второго ноября 1943 года Александр Скопинцев поступил на курсы подготовки. Окончив курсы по специальности моторист, был направлен в эскадрилью на стажировку, что располагалась под д. Сарымовка. В 1944 году прибыл в город Лебедин Сумской области, что на Украине. Город был полностью разрушен, уцелело только одно здание.

«До войны это был прекрасный городок, в котором был кинотеатр, санаторий и больница. Городские улицы утопали в зелени, на окраине был огромный пруд для отдыха и ловли рыбы», - продолжил рассказ Александр Иванович.

Это город был выбран не случайно. Через весь город проходила ветка железной дороги. Днем и ночью приходили эшелоны с самолетами ЛА-5 и ЛА-7. Александру Скопинцеву и таким же юным бойцам предстояла серьезная и ответственная работа собирать самолеты для Советской Армии. Это было важная задача, где ошибка при сборке самолёта могла стоить пилоту жизни.

Жили во времянках. Быт организован был по - военному. Тяжелее всего приходилось зимой. От настывших деталей коченели и не слушались руки. Детали невозможно было очистить от смазки. Но русский человек из всего найдет выход, и мальчишки придумали.

«Мы наливали бензин в небольшую бочку, поджигали, бензин мгновенно вспыхивал. Мы укрывали его брезентом, без доступа кислорода бензин прекращал гореть, но был уже горячим. Вот таким образом и детали отмывали, и согревались у этой бочки. По ночам часто бомбили. Днем кружил разведывательный самолет «Рамка». В тридцати километрах от города был создан ложный аэродром, чтобы отвлекать внимание от основного...» - продолжает свой рассказ Александр Иванович.

До конца войны Александр Иванович собирал военные самолёты для наших лётчиков. Затем еще пять лет после окончания войны служил под Киевом. После демобилизации вернулся в родное село Ракша Моршанского района. Работал в жилкомсети слесарем водопроводчиком, на пилораме, служил на аэродроме 3-го военного городка в г. Моршанске обслуживая самолет ЯК-12. С 1981 года по 1986 проработал в сельской службе «Моршанскмежрайгаз». Александр Иванович Скопинцев с благодарностью вспоминает своих сослуживцев, которые тоже помнят о нём.